К основным причинам снижения роста иностранных инвестиций можно отнести
Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России
Иностранные инвестиции – это все виды ценностей, которые вложены иностранными гражданами и организациями в объекты хозяйственной деятельности конкретной страны с целью получения в будущем прибыли.
Необходимость привлечения в экономику страны иностранных инвестиций
Экономическая ситуация в России продолжает оставаться нестабильной. Многие эксперты высказывают мнение, что катализатором экономического развития в нашей стране станут инвестиции, привлеченные из-за рубежа. Экономика России по большинству позиций технологически отстала, поэтому целесообразно привлекать иностранный капитал, который может принести новые технологии и современные методы управления. Вслед за этим можно ожидать и роста внутренних инвестиций. Инвестирование стоит рассматривать как многосторонний процесс. Его содержание заключается в долгосрочном капитальном вложении в различные отрасли экономики с целью получить в будущем прибыль. Причем этот процесс должен быть взаимовыгодным как субъекту (инвестору), так и объекту вложения средств. Инвестирование повышает совокупный спрос в экономике, начинает действовать мультипликативный эффект, вследствие чего в целом по стране увеличивается деловая активность.
Ключевые проблемы привлечения в экономику России иностранных инвестиций
По данным Центрального банка РФ, в 2015-2016 гг. фиксировались рекордно низкие показатели иностранного инвестирования в российскую экономику за последние 15 лет. Основными причинами, из-за которых произошел этот спад, стали:
- введение против России международных экономических санкций; несовершенство действующего законодательства (гражданского, налогового и др.), которое усложняет процесс ведения бизнеса; большое число административных барьеров и бюрократических процедур; высокий уровень коррупции и неправомерного использования выделенных средств; недостаточное развитие кредитной системы страны, что находит выражение в высоких процентных ставках и в большой доле отказов на предоставление предпринимателям кредитов; отсутствие развитого финансового рынка, т. е. практики массового выпуска в обращение и купли-продажи акций, облигаций, векселей и других ценных бумаг; нехватка высококвалифицированных кадров, которые могли бы быть заняты на передовом производстве иностранных компаний; долгосрочное снижение покупательной способности россиян и большой удельный вес граждан, проживающих за чертой бедности; отсутствие макроэкономической стабильности, т. е. зависимость российской экономики от мировых цен на энергосырье, которое продолжает оставаться основной статьей экспорта России; завершение строительства ряда крупных строительных объектов и реализации инвестиционных проектов.
Приведенный выше список проблем достаточно большой. Однако главной проблемой российской экономики в плане привлечения иностранных инвестиций последние 7 лет является геополитическая обстановка в мире, а именно – введение санкций против России. Были наложены ограничения на целые сектора отечественной экономики, в первую очередь, на финансовый и нефтегазовый. Это означает, что иностранным компаниям и физическим лицам запрещено сотрудничать с рядом российских компаний и государственными органами. Наложен как прямой запрет (т. е. перечислены конкретные субъекты, с которыми запрещено сотрудничать), так и косвенный запрет (т. е. перечислены условия, на которых возможно ведение сотрудничества). В случае нарушения запрета, как правило, в отношении иностранцев последует наложение штрафов и арест имущества. Кроме того, современные условия характеризуются неопределенностью. Нет ясного понимания на счет того, когда и в отношении чего будут наложены очередные санкции против России. Поэтому даже те инвесторы, которым разрешено вкладывать средства в российскую экономику, не рискуют этого делать.
Пути решения проблем привлечения в экономику России иностранных инвестиций
Как следует из предыдущего пункта, главным способом улучшения инвестиционного климата России и привлечения в ее экономику иностранных инвестиций является нормализация геополитических отношений со странами Запада и отмена санкций. Однако в ближайшей перспективе подобное развитие событий кажется маловероятным. Поэтому Правительству России рекомендуется сосредоточить усилия на привлечении инвестиций из других стран мира, прежде всего, из Китая. В настоящее время актуальной видится политика повышения прозрачности экономической информации, обеспечения эффективности и действенности государственных органов и административных процедур, повышения предсказуемости политической ситуации в стране. Также благоприятно на инвестиционный климат России может повлиять реализация следующих мер:
- обеспечение для инвесторов возможности дистанционного управления его ресурсами, информационного и финансового контроля за их использованием; внедрение единых информационных стандартов механизмов представления бухгалтерской отчетности, инвестиционных проектов и программ; предоставление государственных гарантий всем субъектам инвестиционной деятельности независимо от формы собственности; введение ограничений для поставок на национальны рынок из-за рубежа устаревших, материалоемких, энергоемких и не наукоемких технологий, оборудования, конструкций, материалов; обеспечение равных прав предпринимателей при осуществлении инвестиционной деятельности; обеспечение гласности в обсуждении инвестиционных проектов и права обжалования в суде любых решений органов государственной власти и местного самоуправления.
Таким образом, перечисленные меры по улучшению инвестиционного климата должны способствовать скорейшему разрешению проблем привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику, после чего она должна вступить в фазу устойчивого роста. Источники: Https://cyberleninka. ru/article/n/analiticheskiy-obzor-prichin-ottoka-inostrannogo-investirovaniya-v-rossii Https://spravochnick. ru/investicii/problemy_privlecheniya_inostrannyh_investiciy_v_ekonomiku_rossii/ Https://spravochnick. ru/investicii/inostrannye_investicii/inostrannye_investicii_v_mirovoy_ekonomike/ Https://scienceforum. ru/2017/article/2017036849
