Функция инвестиций кейнсианский крест

Функция инвестиций кейнсианский крест

Потребление. Сбережения. Модель кейнсианского креста

Лекция 14. Потребление. Сбережения. Модель кейнсианского креста Классическая модель макроэкономического равновесия. Склонность к потреблению и сбережению Основной психологический закон Дж. Кейнса. Модель кейнсианского креста. Модель закрытой экономики без государства. Эффект мультипликатора. Экономика с государственным сектором. Влияние фискальной политики на макроэкономическое равновесие.

Классическая модель макроэкономического равновесия. Основные положения классического подхода к макроэкономическому равновесию были рассмотрены нами ранее. Отметим только, что классическая модель экономики — это модель, изучающая ее со стороны предложения, основанное на законе рынков Ж.-Б. Сэя: предложение благ предлагает спрос на них. Жан-Батист Сэй — французский экономист начала XIX в. — утверждал, что «предложение порождает адекватный спрос», поскольку каждый субъект рынка является одновременно и продавцом, и покупателем. Также, по мнению классиков, расходы всегда равны доходам. Инвестиции всегда равны сбережениям, поскольку владельцы сбережений всегда являются инвесторами. Напомним также, что экономика в классической модели функционирует в условиях полной занятости ресурсов, то есть объем выпуска всегда предполагает использование всех имеющихся в национальном хозяйстве потенциальных ресурсов. Отклонения от 100 % занятости возможны, но они имеют естественный характер. Достижение общего равновесия в процессе взаимодействия рынков и адаптации цен к изменению соотношения между спросом и предложением происходит в течение длительного периода времени. Так как классическая модель — это модель поведения экономики в долгосрочном, периоде (long-ran), то линия совокупного предложения имеет вид вертикали и обозначается LRAS (рис. 1). P LRAS Y* Y Рисунок 1. Совокупное предложение в классической модели Модель кейнсианского креста. Несостоятельность постулатов классической модели, прежде всего принципа автоматического рыночного саморегулирования, обнаружилась в период Великой Депрессии в 1930-е годы. Возможные пути выхода из кризиса были предложены английским экономистом Дж. Кейнсом в книге «Общая теория занятости, процента и 1 денег», вышедшей в 1936 г. В ходе критики классических взглядов Кейнс отмечал: «на ваших долгосрочных интервалах мы бы все вымерли». Именно работа Кейнса позволила выделить макроэкономику в самостоятельный раздел экономической теории. Кейнс описывает поведение экономики в краткосрочном периоде (short-run)., что это связано с необходимостью проведения стабилизационной политики государства.

При этом Кейнс соглашался, что в долгосрочном периоде кривая совокупного предложения имеет вертикальный вид и объем выпуска находится на потенциальном уровне, определяемом качеством имеющихся в экономике ресурсов. Однако у Кейнса была иная задача: в условиях депрессивной экономики определить меры, которые обеспечат достижение потенциального уровня выпуска в условиях полной занятости экономических ресурсов. В отличие от классиков, Кейнс доказывает, что не совокупное предложение определяет спрос, а наоборот — совокупный спрос определяет уровень экономической активности, так как фирмы готовы произвести ровно столько продукции, сколько у них захотят купить. Модель кейнсианского креста базируется на допущении о том, что уровень цен не чувствителен к изменениям совокупного спроса в коротком периоде 1. Одной из причин негибкости цен являются издержки, связанные с изменением цен (издержки на рекламу, ценники и т. д.). Другой причиной негибкости цен является наличие контрактов, в которых оговорены цены на некий период (например, трудовые контракты). При данном допущении кривая совокупного предложения в краткосрочном периоде является горизонтальной при некотором уровне цен (рисунок 2). Так как цены не являются гибкими, то в роли инструмента приспособления равновесия выступают не цены, а выпуск. Рисунок 2. Реакция экономики на увеличение совокупного спроса в кейнсианской модели Для того, чтобы продолжить рассмотрение, необходимо ввести еще некоторые понятия. Склонность к потреблению и сбережению Как уже отмечалось, располагаемый доход домохозяйств направляется на потребление и сбережения. То есть, чем большая часть дохода потребляется, тем меньшая его часть направляется на сбережение. Негибкость цен не означает, что цены никогда не изменяются: предполагается, что цены являются негибкими только в краткосрочном периоде (например, пока не закончится срок действия контрактов), а в долгосрочном периоде цены все же реагируют на изменения спроса и предложения.

1 2 Возникает вопрос: в какой пропорции увеличиваются сбережения и потребляемая часть дохода в случае его общего роста? Ответ на этот вопрос сформулирован в основном психологическом законе Кейнса: «Психология общества такова, что с ростом совокупного реального дохода увеличивается и совокупное потребление, но не в такой же мере, в какой растет доход». Это значит, что с ростом совокупного дохода, темпы роста потребления растут более низкими темпами, что определяется так называемой склонностью к потреблению. Предельная склонность к потреблению (Marginal Propensity to Consume, MPC) равна отношению прироста потребляемой части дохода (АС) к приросту всего дохода в целом (AY), то есть доля прироста потребления в любом изменении располагаемого дохода: MPC = ΔC ΔY, где ΔС – прирост потребления ΔY – прирост располагаемого дохода Величина МРС показывает направляемую на потребление часть дополнительного дохода. Очевидно, что 0 Y 1 . В экономике наблюдается ситуация избыточного спроса. Избыточный спрос приведет к тому, что фирмы будут распродавать ранее сделанные запасы и наращивать выпуск. Рост выпуска будет сопровождаться ростом доходов, и, соответственно, будет расти и величина совокупного спроса. В результате экономика будет двигаться по направлению к равновесному выпуску Y*. И наоборот. Рисунок 4. Установление равновесия в модели Кейнсианского креста Эффект мультипликатора 5 На основе модели Кейнсианского креста проанализируем, как изменится равновесный выпуск в ответ на увеличение автономных расходов. Идея Кейнса состояла в том, что для вывода экономики из депрессии нужно стимулировать спрос. Стимулирование спроса в рассматриваемой модели можно смоделировать как рост автономных расходов. Предположим, что автономные расходы выросли на 1 млн. руб. Прямое воздействие автономных расходов приведет к тому, что выпуск возрастет на 1 млн. руб., чтобы удовлетворить возросший совокупный спрос. Это так называемый прямой эффект роста автономных расходов. В дальнейшем автономные расходы более не изменяются, но приспособление дохода продолжается в силу наличия косвенных эффектов. Увеличение выпуска, а следом и дохода на 1 млн. рублей ведет к росту потребления на величину, меньшую, чем само увеличение дохода, так как предельная склонность к потреблению меньше единицы: ΔC 1 = c×ΔY 0 Источники: Https://spravochnick. ru/lektoriy/potreblenie-sberezheniya-model-keynsianskogo-kresta/ Https://studfile. net/preview/2152636/page:8/ Http://www. aup. ru/books/m173/6_6.htm Https://bigenc. ru/c/model-keinsa-74e8c6

Прокрутить вверх